Это была самоликвидация: куда упал один из старейших европейских спутников ERS-2?

Аппарат работал на орбите с 1995 года

24 февраля 2024

European Space Agency

Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало снимки одного из старейших своих спутников ERS-2, на которых он стремительно падает и входит в атмосферу Земли. По данным ЕКА, 21 февраля зонд достиг критической высоты 80 километров и начал распадаться на куски из-за сопротивления земной атмосферы. Те обломки, которые не сгорели, упали в северной части Тихого океана, между Гавайями и Аляской. Так спутник завершил свое существование после почти 30 лет на орбите Земли.

Запуск второго европейского спутника дистанционного зондирования земли ERS-2 состоялся 21 апреля 1995 года. Его миссией было предоставлять данные о поверхности суши, температуре океана, озоновом слое и площади полярных льдов. А также мониторить и предупреждать о стихийных бедствиях, помогать своевременно на них реагировать. По словам экспертов, полученная от ERS-2 информация была революционной для понимания многих земных процессов, в частности климатического кризиса.

<p>Симонетта Чели</p>

«Эти данные изменили наш взгляд на мир, в котором мы живем. Они предоставили нам новую информацию о нашей планете, химическом составе атмосферы, поведении наших океанов и влиянии деятельности человечества на окружающую среду, создавая новые возможности для научных исследований».

Изображение, полученное с другого спутника 29 января 2024 г.

European Space Agency

Вместо положенных трех лет ERS-2 отработал до 2011-го, когда было принято решение о его «сведении с орбиты», чтобы избежать столкновения с другим зондом. В процессе было израсходовано все оставшееся топливо, после чего спутником стало невозможно управлять. С тех пор он находился в постоянном неконтролируемом падении. Команда специалистов координационного комитета по космическому мусору могла только отслеживать его.

Эксперты отмечают, что за все время существования искусственных спутников «естественное возвращение», а по сути неконтролируемый вход объектов в атмосферу, оставалось самым распространенным методом утилизации. При этом случаи материального ущерба на Земле были крайне редки, а о травмах людей сообщений не поступало.

Так как бо́льшая часть спутника, по-видимому, сгорела в атмосфере, только некоторые уцелевшие осколки могут быть разбросаны по океану на расстоянии в десятки и сотни километров. В ЕКА подчеркнули, что в случае с падением ERS-2 также нет сообщений о материальном ущербе, а его элементы не радиоактивны и не токсичны.

Хотя астрономы говорят, что для спутника, спроектированного в 1980-х, это был наилучший вариант утилизации, в ЕКА все же рекомендуют выбирать контролируемые способы возвращения космических аппаратов на Землю.

Как спутником Земли стала сумка женщина по имени Жасмин, Vokrugsveta.ru рассказывал здесь.