Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

Воздействуя на сознание зрителя, встревожив его и задев за живое, картины мастера остаются в памяти человека навсегда

27 апреля 2024

Критический взгляд на святое

Василий Перов, как и другой наш герой — Павел Федотов, — творил исключительно под впечатлением от самой жизни. Никакие фантазии и романтические приукрашивания событий его не интересовали.

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

И. Н. Крамской «Портрет В. Г. Перова», 1881

Источник:

Государственный Русский музей

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

В. Г. Перов «Проповедь в селе», 1861

Источник:

Государственная Третьяковская Галерея

Особенность его стиля в том, что в разнообразии настроений, эмоций и жизненных ситуаций его меткий взгляд выделял самые драматичные и обличающие сцены. Перов был беспощаден в своем искусстве. Обладая обостренным чувством справедливости, он не боялся того, что его картины могут показаться некорректными и их не примут на выставки.

Впрочем, бояться не было нужды. Такая честность художника подкупала зрителей, и после того, как его произведения «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасху» не позволили показать на выставке, поднялся шум, который обратил внимание экспертов на любовь народа к трудам мастера.

Живописная часть работ Перова не слишком сильна и выразительна с эстетической точки зрения. Но когда жизненные ситуации оживают на полотне так реалистично и ярко, то это обстоятельство уходит на второй план, уступая место сильной эмоциональной составляющей.

То, что жанровые картины Перова не разрешили показать широкой публике, неудивительно. Никто до него не смел изображать мир духовенства в таком ключе. В частности, в работе «Проповедь в селе», перед лишенным всякого авторитета и уважения священником, на переднем плане виден дремлющий на стуле помещик, молодая жена которого без смущения флиртует с местным ловеласом.

В глазах других участников проповеди читается безразличие и усталость; многие отвлекаются на болтовню и обсуждение последних новостей из газет. Только открытые сердца детей действительно слышат священника — их фигуры художник подсвечивает, создавая эффект воздушности и наделяя их некой божественностью.

И все же, при взгляде на картину и изображенное на ней общество, любой поймет, что в судьбах этих детей мало отрадного. Смогут ли они сохранить чистоту души, несмотря на окружающие их безразличие и разврат? Художник не дает надежды на благоприятный исход.

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

В. Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861

Источник:

Государственная Третьяковская Галерея

Пьяное духовенство среди пьяных крестьян в работе «Сельский крестный ход на Пасху» — это обличительная сатира, откровенная критика бездуховности служителей церкви и невежества народа. На картине изображен непривычный для нас Крестный ход, проводящийся в Пасхальную ночь вокруг церкви. Это — так называемое славление на Пасху, обычай, не дошедший до наших дней.

Церковнослужители вместе с другими участниками Крестного хода заходили в дома крестьян с благословением и песнопениями. Хозяева домов должны были отблагодарить праздничных гостей, но на дворе стояла весна, а продовольственные запасы к этому времени мало у кого сохранялись, и поэтому в ход шел алкоголь. Результат такого паломничества, после посещения нескольких селений, и представил Перов.

Батюшка, потупив взор, еле стоит на ногах, но все же пытается спуститься с крыльца. Рядом с ним лежит споткнувшийся дьячок с кадилом в руке. Хозяйка приводит в чувства хозяина дома, поливая его голову водой. В центре картины изображены поющие мужчина и женщина, которые несут крест и икону Казанской божьей матери; оба — с опущенным взглядом. В их образах, как и, скорее всего, в голосах, нет ничего духовного. Рядом с ними идет старик, держащий икону ликом вниз, но не замечающий этого.

Перов безжалостен в обличении ханжества, лицемерия и слабости духа главных героев. В левой части картины, спиной к зрителю, словно символично отрицая происходящее, изображены зажиточные крестьяне в хорошей одежде и сапогах. Их стать и осанка дают основание полагать, что это — лишь вынужденные участники шествия, отдающие дань традиции, но не одобряющие ее.

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

В. Г. Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862

Источник:

Государственная Третьяковская Галерея

Картину критиковали за то, что художник уничтожал высокое искусство, показывая неприглядную правду жизни. Однако Перова это не смутило, и он продолжил писать произведения на социальные сюжеты. Через год было создано очередное обличительное полотно, посвященное духовенству — «Чаепитие в Мытищах» — и противопоставляющее тучного монаха-чревоугодника и инвалида войны с нищим мальчиком.

Сострадание к меньшим и слабым

Несмотря на противоречивое восприятие творчества Василия Перова, он получил золотую медаль, дающую право на заграничную поездку за казенный счет. Художник отправился в Париж, в котором, как выяснилось позже, ему было совершенного нечего делать.

«Незнание характера и нравственной жизни» французов, по его словам, лишало его возможности выбрать правильный сюжет. Он впал в тоску и там, на чужбине, пришел к более ясному осознанию того, насколько близка ему Россия, насколько он чувствителен к происходящему на родной земле и насколько бесполезен за ее границами. Он написал в Академию письмо с прошением возвратиться раньше положенного срока и вскоре покинул Францию.

Дома художник с большим энтузиазмом принялся за работу. Еще одной серьезной темой в творчестве мастера стало сострадание: в работах «Тройка» и «Проводы покойника» Перов проявляет себя не только как великий художник, но и как тонкий психолог. Воздействуя на сознание зрителя, встревожив его и задев за живое, картины мастера остаются в памяти человека навсегда.

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

В. Г. Перов «Тройка», 1866

Источник:

Государственная Третьяковская Галерея

«Тройка» рассказывает о нищих детях, которые, чтобы заработать свою копейку, вынуждены тяжело работать. На салазках они тащат по гололеду огромную бочку с водой. Художник описывает историю в деталях, позволяя рассмотреть изможденные лица героев, их гнилые зубы, одежду, состоящую из лохмотьев или обносков не по размеру, и почувствовать всю тяжесть детского труда.

На улице страшный холод и ветер — бочка обледенела, а на заднем плане виднеется мужчина, не удержавшийся на ногах. Ребята, словно лебедь, рак и щука, изо всех сил стараются сдвинуть груз с места. Еще один герой картины — небезразличный прохожий мужчина, пожалевший ребят и помогающий им подтолкнуть бочку; видно, как непросто это дается даже ему, взрослому человеку. На переднем плане изображена бегущая собака — как преданный друг, она старается хотя бы таким участием поддержать бедных тружеников.

Произведение исполнено в мрачной серой гамме. Детально выписаны только главные герои картины, второстепенные же изображены словно в дымке. Таким образом художник расставляет акценты в произведении.

Сохранилась легенда о том, как Перов работал над картиной «Тройка». Считается, что художник, задумав сюжет, занялся поиском моделей. И если девочку и мальчика для левой части работы он нашел быстро, то поиск центрального героя занял время.

В конце концов Перов познакомился с крестьянкой, чей сын отвечал критериям художника. Во время работы над полотном женщина поведала историю своей непростой жизни: в результате тяжелого труда и болезней умерли ее муж и все дети, кроме одного сына — ее единственной надежды и отрады.

Когда картина была окончена, ее сразу приобрел П. М. Третьяков, но какое-то время она продолжала храниться в мастерской художника. Однажды мать мальчика обратилась к Перову с просьбой продать ей картину. Художник отказал ей — денег у нее быть не могло, да и картина давно была продана. Услышав это, женщина упала перед «Тройкой» на колени и горько зарыдала. Выяснилось, что ее сын умер.

Василия Перова глубоко потрясла эта история: одно дело, когда придумываешь сюжет, опираясь на подсмотренные факты реальной жизни, но совсем другое, когда имеешь к ним непосредственное отношение и лично знаком с героями и их судьбами. Перову было очень жаль эту женщину, но все, что он смог для нее сделать — написать портрет ее умершего сына, таким образом почтив его память. Судьба этого портрета неизвестна.

Просто невозможно забыть: в чем секрет картин Василия Перова

В. Г. Перов «Проводы покойника», 1865

Источник:

Государственная Третьяковская Галерея

Еще более драматична и безысходна картина «Проводы покойника». Понуро по сугробам плетется лошаденка, таща за собой дровни с покойником. На гробе, ссутулившись, сидит уставшая вдова. По бокам от гроба сидят дети. Мальчик, судя по бледному виду, болен, а дочка трогательно укрывает гроб, в котором покоится ее любимый отец. Осиротелая семья идет в пугающую неизвестность, в которой эхом отзывается лай небезразличной к горю собачонки.

Своей любовью к правде, погружающей в пучину человеческих страстей и горестей, Перов учит зрителя чувствовать, а значит и жить. По силе эмоций и повествовательности его картины не уступают великим литературным произведениям того времени.

Отрывок из книги Натальи Игнатовой «История русского искусства. От Айвазовского до Репина». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2024.

Читайте книгу целиком

Эта книга станет незаменимым помощником для каждого, кто хочет узнать об одном из самых интересных и насыщенных периодов в истории русского искусства, охватывающего почти 200 лет — с петровских преобразований до революции. Громкие имена, неповторимые художественные произведения, отражающие эпохи, а также новые идеи и особый взгляд на искусство под авторством Натальи Игнатовой — лектора Level One, искусствоведа, члена Ассоциации искусствоведов России, преподавателя истории искусства.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.labirint.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения