Бег по «стене смерти»: как это упражнение поможет выжить на Луне?

Будущим покорителям спутника Земли рекомендовали чаще бегать по кругу под уклоном

3 мая 2024
Бег по «стене смерти»: как это упражнение поможет выжить на Луне?

Изображение создано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Midjourney

Исследователи из Миланского университета придумали новый способ справляться с негативными последствиями низкой гравитации в длительных миссиях за пределами нашей планеты. В первую очередь, речь идет о поселениях людей на Луне, к которым активно готовятся ведущие космические державы. Упражнение, предлагаемое для лунных поселенцев, представляет собой бег по кругу внутри «стены смерти». Испытания показали, что оно поможет избежать негативных последствий для мышц, сердечной и дыхательной системы.

Особенности лунной физкультуры

Длительное воздействие на организм человека микрогравитации (которое будет на Луне, да и на других планетах Солнечной системы, куда люди в перспективе могут добраться) приводит к быстрой дезадаптации всего организма. Тело ощущает меньшую нагрузку собственного веса, чем на Земле. Это вызывает атрофию мышц, снижение плотности костей, нарушение работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нейроконтроля. Необходимы постоянные упражнения, подобные тем, которые сегодня применяют космонавты на МКС. Но для длительных миссий комплекс таких мер еще разрабатывается.

Команда из Милана предложила тренировку не на отдельные группы мышц, а сразу для всего тела, из разряда локомоции — то есть перемещения тела. Однако обычный бег или маятниковая ходьба в условиях лунной гравитации не дадут нужных результатов.

Поэтому ученые рассмотрели необычный бег: по словам исследователей, их вдохновили мотоциклисты, которые выполняют трюки в «стене смерти» на высоких скоростях. Стена смерти — это вертикальный трек в виде цилиндра. Байкеры могут двигаться по этой вертикальной стене, как по дороге, не падая благодаря набранной скорости, трению и центростремительной силе.

ZUMA Press, Inc. via Legion Media

Человек не может разогнаться до такой скорости, чтобы не соскальзывать со стены смерти, по крайней мере, на Земле. Но на спутнике, как известно, гравитация в шесть раз слабее. Поэтому в лунном лагере такое может получиться.

Трос вместо мотоцикла

Авторы исследования арендовали настоящую «стену смерти» в парке развлечений для эксперимента, в котором участвовали двое спортсменов-добровольцев. Высоко над стеной был установлен столб, на который крепился эластичный трос. Другим его концом обвязывали людей — трос брал на себя 83% веса человеческого тела, чтобы имитировать действие лунной гравитации. Оба участника смогли пробежать в таком подвешенном состоянии несколько кругов по отвесной стене, разгоняясь до шести метров в секунду.

Alberto E. Minetti et al. via New Scientist

Эксперименты показали, что при контакте со стеной бегуны испытывали силу, аналогичную земной гравитации. По выводам ученых, такую нормальную для нас силу тяжести искусственно можно будет воссоздать и на Луне.

Авторы утверждают, что, бегая так всего два раза в день, поселенцы смогли бы противостоять быстрой дезадаптации всего тела, чтобы выдерживать длительные инопланетные миссии, а также подготовиться к возвращению домой. Эксперты добавляют, что этот метод вполне реально будет воплотить на лунной базе — в условиях экономии пространства замкнутый трек небольшого диаметра будет подходящим снарядом для тренировок.

Ранее в Китае выяснили, где лучше всего построить лунную базу.