Выползают по весне: откуда на поверхности Марса полчища гигантских «пауков»?

Астрономы рассказали, что на самом деле изображено на снимках Красной планеты

3 мая 2024

ESA/TGO/CaSSIS

Европейское космическое агентство поделилось новыми невероятными фотографиями с орбитального аппарата ЕКА и Роскосмоса ExoMars Trace Gas Orbiter, на которых видны «полчища черных пауков» на южном полюсе Красной планеты. Большинство из них «снуют» по так называемому Городу инков. Учитывая масштаб снимков, эти «пауки» могут быть до километра в диаметре. Также известно, что они «выползают» на поверхность весной. При взгляде на эти фотографии, воображение рисует картины из фантастических фильмов, но что происходит в реальности?

Членистоногие с лапками

Эксперты сразу пресекают все фантазии: конечно, это не живые гигантские паукообразные, а особые образования на поверхности планеты, которые действительно появляются весной. Ранее снимки этих образований предоставила межпланетная автоматическая станция ЕКА Mars Express. Но ее стереокамера высокого разрешения (HRSC) показала только темные пятна, разбросанные по песку.

Камера TGO «видит» в более широком диапазоне волн и способна получать цветные стереофотографии, поэтому на ее изображениях оказались видны не только центральные пятна, но и «паучьи лапки», расходящиеся от них.

<p>ЕSА</p>

«Они расползаются по высоким холмам и обширным плато. Однако большинство из них можно увидеть в виде небольших пятен в темной области слева, которая находится на окраине региона Марса, называемого Городом инков».

Город инков, который также официально известен как Angustus Labyrinthus, был обнаружен в 1972 году зондом НАСА. И получил такое прозвище за линейные, почти геометрические очертания, похожие на руины древних индейских городов. О его происхождении ученые пока продолжают строить гипотезы, а вот с появлением «пауков» каждую весну, кажется, разобрались.

Песнь льда и газа

По словам специалистов, жуткие «пауки» возникают, когда на Марсе начинается весенняя оттепель. На Красной планете так же, как на Земле, сменяются времена года, благодаря аналогичному наклону ее оси. Только температуры там более экстремальные: зимой холодает до -123 °С, и на поверхности образуется то, что у нас называется сухим льдом.

Когда же наступает потепление, этот лед не может просто растаять, как обычный. Вместо этого под солнечными лучами в нижних слоях он снова превращается в углекислый газ, накапливается и в итоге прорывается наружу.

ESA/DLR/FU Berlin

Газ выходит в виде огромных гейзеров, вынося с собой темную пыль, скопившуюся под ледяной коркой, которую распыляет вокруг — отчего и возникают пятна от 45 метров до километра в поперечнике. При этом мощный фонтан на своем пути разрушает слои льда, и под поверхность образуются многочисленные радиальные трещины — «лапки паука», которые на самом деле находятся внутри ледяной толщи.

Пока мы можем только представить эту «сумасшедшую» весну на Красной планете, когда ледники трещат, пыль кипит, а в воздух взмывают гейзеры. Но ученые надеются, что в будущем аппараты смогут заснять эту странную марсианскую оттепель на видео.

Как на Марсе появилась огромная морда медведя, мы объясняли в этой публикации.